Рецессия или падение курса евро (и снова рецессия): сценарии развития экономики Евросоюза до 2023 года

На этой неделе, 21 июля, Европейский Центральный Банк принял решение о повышении процентной ставки на 0,5%. ЕЦБ, аналог ЦБ РФ, основной финансовый регулятор Евросоюза, пошел на повышение процентной ставки впервые за 11 лет. Процентная ставка ЕЦБ состоит из ставки по основным операциям рефинансирования (основная ставка) А также ставки маржевого кредитования и депозитная ставка.

Эта вынужденная мера, на которую Евросоюз пошел для того, чтобы справиться с инфляцией, поднявшейся до 8,6% вместо планируемых 2%. Инфляция выросла, прежде всего, на фоне санкционного кризиса, введения оплаты за рубли ряда экспортируемых из РФ товаров. Рост цен на многие категории продукции, вызванный повышением стоимости энергоресурсов и снижения их предложения также сыграл на повышение инфляции. Помимо этого, откат от кризиса пандемии, после которого спрос рос быстрее производства и предложения также обусловил рост цен, а следовательно — инфляцию.

Существующие проблемы — всецело результат внешнеполитических решений Евросоюза. Начав санкционную войну с Россией, которая является пятым по величине внешнеторговым партнером с долей порядка 10% ЕС ожидаемо начал терпеть экономические издержки такого рода противостояния. Во многом исчерпав свой «запас прочности» в период пандемии, сегодня Евросоюза столкнулся с серьезными проблемами, решение которых уже не так просто реализовать.

Зависимость от российских энергоресурсов, от части которых (и в перспективе — от всех) ЕС отказался, обусловила удар по экономике в целом и производству в частности. Последовавший рост цен на нефть и газ привел к повышению стоимости продукции целого ряда смежных отраслей.

Как итог, страны Евросоюза столкнулись с рецессией. Ряд индексов отчетливо демонстрирует эту тенденцию. Например, ZEW Indicator of Economic Sentiment for Germany, по данным на 12 июля, упал до −53,8 (месяцем ранее было −28) — это худшее с 2011 года значение. Индекс S&P Global Eurozone Composite PMI упал до значения 52,1, показателей, самый низкий показатель за последние 2 года.

Попытки уменьшить инфляцию, в свою очередь, могут лишь усилить рецессию. Повышение ставки традиционно опосредует увеличение банковских ставок, что негативно скажется на деловой активности.

Высокая инфляция же будет негативно сказываться на курсе евро, что, в свою окажет влияние на экспортные доходы. В данной ситуации Евросоюз во многом оказался «между молотом и наковальней». Перегретая еще до пандемии экономика ряда ведущих государств ЕС, потерпевшая удар кризиса пандемии, попадает в довольно сложную ситуацию.

Ведущим фактором будущего экономики Евросоюза в данный момент, безусловно, является фактор внешней политики. От того когда, в каком формате и с какими результатами окончатся боевые действия в Украине зависит вектор динамики развития экономики. Разумеется, влияние уже случившихся событий, например, таких как повышение цен на энергоресурсы и ограничение их предложения продолжат оказывать влияние вне зависимости от текущей повестки. Но перспективы развития (положительные или отрицательные) всецело в плоскости политических решений.

Следовательно, условно можно выделить три ключевых направления развития экономики Евросоюза в ближайшем будущем (до 2023 года) в зависимости от исхода событий в Украине:

  1. Переход конфликта в вялотекущее состояние, «тлеющий конфликт». Функционирование экономики в мобилизационном формате.

Наименее вероятный сценарий. Быстрой переориентации на новых поставщиков ключевых категорий импорта Евросоюза осуществить невозможно. Это касается и ощутимой 5% доли РФ в структуре экспорта Евросоюза. «Санкционная война» формально будет продолжаться, но фактически Россия и Евросоюз будут приходить к компромиссу по различным направлениям экономического сотрудничества. В случае отсутствия формального перемирия это не будет носить масштабный характер. Также, любые договоренности будут носить исключительно консенсусный характер. Тех или иных безвозмездных экономических уступок со стороны Москвы не будет. Безусловным приоритетом для РФ будет диверсификация внешней торговлю в сторону Азии с возможным сохранением инструмента давления на ЕС в лице поставок энергоносителей.

Кроме того, на юго-востоке Европы образуется колоссальный очаг напряженности, который опосредует рост уровня преступности, нелегальной иммиграции. Это скажется на социально-экономической ситуации, особенно в странах юго-востока Европы. Падение объемов производства и рост количества безработных за счет иммигрантов и сокращений окажет негативное влияние на бюджет в общем и сектор социального обеспечения в частности. Данный сценарий приведет к возможному продолжению смены правительств стран Евросоюза, внесения корректировок во внешнеполитическую стратегию отдельных стран. Это, в свою очередь, создает предпосылки сепаратных договоренностей с РФ по вопросам внешнеторгового сотрудничества, что несет в себе потенциал проблем для межгосударственных, в том числе, внешнеторговых связей внутри ЕС, роста инфляции и падение курса евро.

Экономике Евросоюза всё в большей степени будет требоваться «мобилизационный» формат с целью создания новых цепочек поставок как энергоносителей и сырья, так и производимой на импорт продукции. Частные и единичные случаи смягчения или снятия ограничений позволят лишь растянуть во времени данный процесс.

2. Поражение РФ, заключение мира на условиях «коллективного Запада».

Постепенное снятие Евросоюзом ряда санкций, но исключительно с точки зрения экономической выгоды и понимания безопасности. Снижение цен на энергоресурсы вследствие разморозки определенной части поставок (если экономические интересы Евросоюза возобладают над политическими установка). Политическое поражение РФ приведет к более настороженному сотрудничеству с ней Китая, что скажется на динамике внешней торговли. В результате этого Россия будет искать возможности восстановления экономических отношений с Евросоюзом, идя на значительные уступки, что позволит ЕС «оживить» экономику, подняв экспорт и дав стимул производству. Укрепление евро, снижение прогнозируемой на 2023 инфляции.

3. Стратегическая победа России, заключение мирного договора на российских или консенсусных условиях.

Усиление смещения вектора внешнеторговой деятельности РФ с Евросоюза в Азию, прежде всего в Китай. Сохранение высоких цен на энергоресурсы, что будет сдерживать рост промышленного производства. Стабилизация курса евро на нынешних значениях без перспектив роста или даже его падение (в зависимости от деталей условий окончания боевых действий в Украине)

Рост неуверенности инвесторов в евро. На этом фоне — рост инфляции, и возможное снижение инвестиционной привлекательности Евросоюза. Поляризация мира, усиление многополярности и разногласия в связи с этим внутри Евросоюза могут вылиться в кризисные для всего блока явления. Потеря или ограничение связей с «развивающимися» экономиками Евразии в перспективе неизбежно приведут к глубокому кризису ЕС.

Перспектива до начала 2023 года — крайне ограниченна, и по сути мы будем видеть тот вектор развития, который уже сформирован прошедшими событиями. Новый изменения в внешнеполитическом поле, указанные выше, во многом лишь зададут вектор развития рецессии в ЕС — по восходящей или нисходящей.

Добавить комментарий

Your email address will not be published.