Будущее продуктового ритейла в ближайший год

Продукты питания являются стратегическим ресурсом, элементом продовольственной безопасности. Состояние данной отрасли критически важно для любой экономики. И одним из наиболее ответственных элементов цепи «производитель продовольствия — частный потребитель», безусловно, является сектор реализации. В первую очередь речь идет о продуктовом ритейле, как основном сегменте реализации продуктов питания населению.

Сейчас, в период кризиса, вопрос будущего состояния отрасли торговли продуктов питания стоит особо остро и с самого начал кризиса находится под пристальным вниманием. Говоря о прогнозе развития в продуктовом ритейле стоит прежде всего, обозначить факторы, которые влияют на его ценовую и ассортиментную политику. Условно их можно разделить на две группы: факторы импорта и внутренние факторы.

К факторам импорта относится, прежде всего, ценовой аспект, в который условно можно включить как подфакторы напрямую влияющие на издержки зарубежных производителей продуктов питания, так и косвенные, влияющие на размер таможенных пошлин и объем ввозимой продукции (включая его полный запрет в случае санкций).

За период с 2014 года, введения первых санкций в отношении экспорта в РФ, импорт продовольствия сократился по данным Росстата на 17%. В тоже время, производство продукции выросло с 12989,7 тыс. тонн до 15739,1 тыс.тонн., на 17,3%. Сегмент продуктов питания большей части сетевого ритейла представлен преимущественно продуктами российского производства.

С новым введением санкций как и в 2014 году, возник дефицит сегмента импортных продуктов питания. Но, так как он представлял собой преимущественно продукцию потребительского сегмента «премиум», или, во всяком случае выше «среднестатистического», роль его не была столь существенна. Уже тогда стала проводиться политика импортозамещения, позволившая по некоторым категориям создать экспортоориентированные отрасли. Это касается, например, свинины, производство которой выросло за 4 года с 3853,7 тыс.тонн до 5551,2 тыс.тонн.

Следовательно, нивелирование фактора импорта a priori обуславливает значительное снижение роли подфакторов, таких как новые санкции, изменения цен на продовольствие. Отрасль реализации продуктов сегодня питания менее зависима от импорта, в первую очередь, импорта конечной продукции и полуфабрикатов.

К внутренним факторам также условно можно отнести, прежде всего, аспекты работы с российскими поставщиками. Сюда входят условия по отпускной оптовой цене, включая сопутствующие факторы, влияющие на ее формирование. Также, внутренним фактором являются государственные программы поддержки сельского хозяйства, льготное налогообложение, кредитование, лизинг и прочие форматы, сопутствующие увеличению предложения на аграрном рынке.

Внутренние факторы в данный момент играют на руку продуктовому ритейлу, так как обеспечивают достаточно высокий уровень предложения на рынке сельхоз продуктов. Существует государственная поддержка сельхозпроизводителей, включающая специальный формат налогообложения, программы кредитования производителей. Рост внутреннего производства последние 4 года позволил создать достаточную базу российских поставщиков. При этом санкции оказывают двоякое воздействие. С одной стороны, они негативно сказываются на поставках ряда удобрений, элементов кормов, семян, племенных животных, оборудования. С другой стороны санкции, а также последовавшие за ними ограничения по экспорту ряда категорий агропродукции способствуют росту объема предложения на внутреннем рынке.

Так же, не последнюю роль для сельхоз производства играет погода. В частности, это ключевой фактор в производстве зернобобовых. В России в этому году собрали рекордный объем пшеницы, порядка 90 млн.тонн. что обеспечит внутренний рынок на фоне кризиса и прогнозируемого роста цен на зерновые по данным Всемирного банка на уровне 40%. Рост цен на нефтепродукты и изменение прогноза Минэкономразвития относительно российской экономики в положительную сторону также способствует стабилизации и по некоторым пунктам повышению предложения.

Еще одним внутренним фактором мы считаем рынок спроса. Спрос на продукты будет стабильным, учитывая категорию продуктов питания как продукции первой необходимости.

Как итог, мы можем выделить следующие ключевые пункты развития продуктового ритейла на ближайший год:

  1. Спрос на продукты останется стабильным, на фоне положительных корректировок в прогноз экономического развития РФ на 2023-2024 будет постепенно возрастать. Поставок продуктов будет достаточно, особенно в массовом сегменте крупного продуктового ритейла
  2. База поставщиков, собственные производства после отката в сегментах, наиболее остро зависимых на импортных комплектующих постепенно вернутся к положительной динамике. Этому будет способствовать внутреннее развитие и замещение, так как российский агросектор имеет достаточный потенциал.
  3. Кризис может повлиять на состав компаний сетевого ритейла. Покупатель будет стараться экономить расходы, в том числе на продукты питания. И если у глобальных игроков достаточно ресурсов для амортизации при любом кризисе, то сети локального уровня должны выстроить эффективную систему управления для преодоление кризиса. На первое место в данном случае выходит правильная конкурентная стратегия и маркетинг.
  4. Продуктовый ритейл на ближайший год останется одной из наиболее стабильных отраслей. Значительного постоянного роста спроса ожидать не стоит, но можно вполне рассчитывать на его стабильность.

Добавить комментарий

Your email address will not be published.