“Газовый раскол” в Европе: энергетическая безопасность против блоковой дисциплины

Министр экономики Словакии, Рихард Сулик, заявил 3 апреля в эфире Словацкого ТВ, что поставки газа в страну останавливать нельзя и страна готова платить за энергоресурсы в рублях. 

Как передают РИА новости, словацкий министр согласен с тем, что необходима диверсификация импорта природного газа, но на это может уйти несколько лет. А в ситуации, когда 85% газового экспорта приходится на Россию, это невозможно реализовать одномоментно:

«Поставки газа нельзя остановить. Потому я и говорю, хотя это, возможно, для некоторых слишком прагматичная позиция. Если есть условие платить рублем, то платим рублем”

Министр экономики Словакии Рихард Сулик

Тем самым, Словакия пополнила список стран, чьи официальные представители публично заявили, что не исключают возможность платить за поставки газа из России рублями вместо евро. В их число также входят, в частности, Австрия, Венгрия и Болгария. 

Решение правительства РФ о переходе на оплату рублями поставок природного газа в “недружественные государства” однозначно озадачило все страны-участницы Евросоюза. Но при этом  сразу стал заметен очевидный раскол в вопросе реагирования на данный формат контрсанкций. С одной стороны образовалась группа стран Евросоюза, чьи официальные представители заявили о готовности принять российские условия и перейти на рубли, во имя интересов собственной энергетической безопасности. С другой стороны государства, ставящие приоритетом блоковую дисциплину, а не экономические интересы, и публично отказывающиеся от перехода на рубли. 

Безусловно, для значительного числа стран-участниц Евросоюза отказ от оплаты импорта газа из России рублями (что в нынешних реалиях означает отказ от поставок) означает серьезные экономические издержки вплоть до кризиса. Слишком велика доля России в газового импорта. Так, например, по разным данным, доля российского газа в структуре импорта Германии достигает более 50%, Латвии и Финляндии около 90%, а ряд стран, в частности Северная Македония и Босния и Герцеговина зависят от российского газа на 100%. Даже такие государства, как Франция или Италия, чья зависимость составляет менее 25% не смогут избежать кризисных явлений и без сбоев в поддержании требуемого уровня потребления найти альтернативные решения. 

Поэтому, отказ от оплаты рублями — это скорее некая политическая “покерная дуэль”, у кого раньше “сдадут нервы” в игре на повышение ставок. Но даже в таком формате мы видим отсутствие безусловной солидарности между государствами Евросоюза в вопросе санкций против России. Это заметно не только в “газовом вопросе”. Как пример, заявление премьер-министра Венгрии Виктора Орбана о приоритете в отстаивании своих, а не чужих национальных интересов, прозвучавшее в виде ответа Зеленскому, упрекавшему Венгрию за запрет поставлять вооружение Украине с территории страны. При этом Венгрия официально выступила за поддержание санкций в отношении России.

Данный раскол явственно показывает всю шаткость Евросоюза как независимого объединения в интересах всех государств-участников. На примере политики санкций мы видим, что страны Евросоюза, и в первую очередь население этих стран, оказались заложниками большой политики. Имея исторически и географически обусловленные тесные внешнеэкономические связи с Россией европейские государства не могут, при всем желании их политических режимов, вести экономическую войну с торговым партнером такой величины как Россия. Каждый новый пакет санкций, направленных против тех или иных отраслей российской экономики влияет, опосредованно или напрямую, на экономику Европы. И “газовый раскол” это наглядно иллюстрирует. 

Раскол заметен не только внутри Евросоюза, но даже в пределах стран-участниц, таких как Германия. Несмотря на неоднократный публичный отказ канцлера Шольца от использования рублей для оплаты поставок газа, ряд представителей правительства Германии выражают иную точку зрения. Министр экономики Роберт Хабек заявил в эфире телеканала ZDF: 

«Я давал присягу и не могу рисковать процветанием своей страны. Полный отказ от поставок ресурсов из России грозит закрытием крупнейшего в мире химического концерна BASF. Если не будет половины от общего объема поставок газа, BASF может закрыться. При дефиците ресурсов существует риск миграции энергетических компаний за границу, например, в Азию»

Министр экономики Германии

Нынешний политический кризис обнажил противоречия, существующие в Евросоюзе. И государства альянса должны решить, что для них важнее — собственные национальные интересы или политические устремления блоковой администрации. Венгрия сделала выбор в пользу первого пути, и победа на нынешних парламентских выборах правящего Альянса Орбана лишнее подтверждение того, что этот выбор правильный.

Добавить комментарий

Your email address will not be published.